Набережные Челны
Портал по строительству
 
 
Главная / Архитектура зданий / Зрелищные здания / Многофункциональные здания

Многофункциональные здания

Многофункциональные зрелищные здания сформировались в течение последнего двадцатилетия и получили признание и распространение в большинстве стран мира.

Многофункциональные залы используют для общественно-массовых целей и зрелищных мероприятий. Реже таким зданиям придают и театральные функции с устройством глубинной колосниковой сцены. Развитию строительства многофункциональных зданий способствуют их существенные экономические преимущества, связанные с экономией городских территорий и повышением рентабельности капиталовложений.

Многофункциональные здания (многоцелевые), естественно, компромиссный тип сооружений. Будучи предназначенными для функций зрелищного и акустического восприятия, они могут оказаться менее совершенными применительно к каждой конкретной функции, чем специализированные залы, но более гибкими в использовании. В таких залах при наличии эстрады глубиной 15 м, длиной 19-20 м и высотой 7-10 м могут проводиться многожанровые концерты, эстрадные выступления, кинопоказ, выступления по семи видам спорта, общественно-массовые мероприятия.

При проектировании многофункционального зала, назначая его параметры, исходят из анализа условий восприятия каждого из видов мероприятий, в первую очередь по характеристикам зрительного восприятия, которое характеризуют величины предельного удаления, вертикальный и горизонтальный углы зрения к объекту наблюдения, ограничивающие искажение.

Для любого вида зрелищ (кроме кино) величина предельного удаления лимитирует различимость объекта наблюдения (размер объекта находится в зоне угла зрения не менее 4' - табл. 14).

Таблица 14. Предельные удаления для различных видов зрелищ

Группа
зрелищ

Вид зрелищ

Минимальный
о6ъект
наблюдении

Размер
объекта,
см

Предельное удаление
по условиям зритель-
ного восприятия, м

I

Театр драматический, миниатюр

Глаз актера

3

27

II

Хор. опера

Рот актера

5

43-45

III

Концерт симфонической
или камерной музыки

Закистевой
сустав

7

60

IV

Балет, народные танцы

Кисть руки

10

86

Создание равноценных для всех зрителей условий наблюдения проверяют по трем контрольным точкам зоны, в которой происходит действие (две крайние и центральная) для каждого вида зрелищ. Должно быть исключено недопустимое (некорректируемое сознанием) искажение объектов, наблюдаемых со всех зрительских мест.

Многофункциональность и размеры зала тесно связаны между собой. Ошибочно полагать, что чем больше размеры зала, тем для большего числа функций он может быть предназначен. По величинам предельного удаления (табл. 14) видно, что увеличение размеров зала делает для ряда зрелищ наиболее удаленные места неполноценными. Чем ближе к месту действия (эстраде, сцене), тем выше универсальность мест. Это обстоятельство позволило некоторым авторам предложить расчленение оборудования залов на станционарные места в универсальной зоне и трансформирующиеся в зоне ограничений по каким-либо видам зрелищ, т. е. чем крупнее зал, тем больше зона мест с ограничениями, тем острее задачи их трансформации. Так, например, в залах, рассчитанных на 20 видов зрелищ, при глубине зала 24 м создаются оптимальные условия для 19 функций и ограниченные только для 1, а при глубине 45 м - для 10 и 10 функций соответственно (по В. В. Савченко).

При анализе условий зрительного восприятия в многофункциональных залах различают зоны мест очень удобных (ОУ), удобных (У), малоудобных (МУ) и неудобных (Н). Естественно, что, проведя анализ условий зрительного восприятия, проектировщик должен, выбирая форму зала, назначить границы зала таким образом, чтобы в нем преобладали места групп ОУ, и У, допуская ограниченное число мест группы МУ (для редко используемых функций), и исключить зону группы мест Н (рис. 83).

В многоцелевых залах для обеспечения комфортной видимости зрелищ выбирают в качестве основы для построения подъема зрительских мест самую низкую и близкую из возможных фокусную точку объектов наблюдения и наибольшую из требующихся для разных зрелищ (6, 8, 10, 12 см) величину превышения луча зрения С.

 Возрастание величины С (от 6 см для концерта до 12 см для кинопоказа) в многофункциональном зале приводит к увеличению его объема за счет подъема зрительских мест. При этом увеличивается и объем подтрибунного пространства, в которое может быть вкомпоно-вана значительная часть вспомогательных помещений. При такой компоновке габариты здания в целом становятся компактней, и его объем увеличивается незначительно — на 3—5 %. Увеличения объема также можно избежать, применяя при соответствующих размерах пролетов висячее покрытие, форма которого будет способствовать и уменьшению объема зала, и улучшению его акустических качеств за счет рассеивания отраженной звуковой энергии.

Условия видимости кинопроекции наиболее жестки как по ограничению углов зрения к экрану, так и по требованиям подъема зрительских мест, поэтому их принимают за основу проектирования многофункциональных залов, благодаря чему большинство остальных зрелищных мероприятий оказывается в комфортных условиях по видимости и зрительному восприятию. Форму зала в плане проектируют в виде вписанной или описанной вокруг зоны комплексной комфортности геометрической фигуры. Предельная по условиям видимости вместимость многоцелевого зрелищного зала - 2,5 тыс. мест. Эта же величина - предельная по условиям естественной акустики.

При необходимости проектирования залов большей вместимости прибегают к частичному или полному использованию электроакустических систем. Однако и при ограничении вместимости 2,5 тыс. чел. достигнуть акустического комфорта для всех жанров невозможно только за счет назначения целесообразных геометрических параметров, так как мероприятия разных жанров требуют существенно различного времени реверберации. Корректировку акустического режима применительно к жанру могут обеспечить трансформирующиеся акустические конструкции (звукоотражающие или звукопоглощающие) или дополнительное (для отдельных жанров) использование электроакустических систем.

 

 

Рис. 83. Анализ условий видимости и их влияния на объем зала (по В. Савченко): А - схемы зон комплексной комфортности многофункниональных зрелищных залов в разрезе и плане): Б - взаимосвязь критериев превышения луча зрения  С и объема помещения  зрелищных и спортивных залов (пунктиром указана возможность дополнительного уменьшения объема зала при висячих конструкциях покрытия)

 
 
 
 
 
 
Copyright © 2012 Строитель
Тел.: Портал по строительству
строительство Панель администратора
Создание сайта Вебцентр