Набережные Челны
Портал по строительству
 
 

Cедловидные покрытия

Покрытия седловидными напряженными сетками на опорном контуре из пересекающихся арок впервые предложены архит. М. Новицким и выполнены в 1953 г. в здании крытого катка Рэлей-арена в Северной Каролине, США. Сочетание такого покрытия с различными вариантами расположения арок придает зданиям интересные индивидуальные формы. В связи с этим оно неоднократно применялось в покрытиях большепролетных спортивных сооружений.

Несущая система такого седловидного покрытия состоит из группы рабочих провисающих тросов и перпендикулярной им группы стабилизирующих тросов с выгибом вверх. Рабочие тросы воспринимают вес покрытия и снеговую нагрузку, стабилизирующие - отрицательную ветровую нагрузку  (отсос), обеспечивая  аэродинамическую устойчивость системы. В покрытии с поверхностью отрицательной кривизны предварительное напряжение обеспечивает стабилизацию системы. В таких покрытиях легко организовать наружный водоотвод, а их форма способствует рассеиванию отраженных звуковых волн, что улучшает пространственную акустику перекрываемого зала.

Покрытия из седловидных сеток устраивают над стационарными и временными сооружениями. В первых - ограждающие конструкции покрытия выполняют из металлических панелей с эффективным утеплителем, во вторых - из тканевых или синтетических мягких оболочек, в том числе светопрозрачных. Система седловидных сеток может быть применена в качестве конструкции несущей (ограждающие элементы покрытия из металлических панелей, не участвующих в работе покрытия) либо, наоборот, использована в качестве «постели» под стальное мембранное покрытие.

Пример такого варианта — покрытие здания Олимпийского крытого велотрека в Москве (Авторы конструкций - инженеры В. Ханджи. М. Савицкий. Ю. Родниченко. В. Бородин, И. Лисицин. В. Трофимов. Л. Гольденберг. П. Еремеев).

Композицию покрытия образуют два «крыла» — мембраны. Каждое крыло представляет собой седловидную мембрану на опорном контуре из двух стальных арок, расположенных под разным углом к горизонту. Оба опорных контура крыльев пролетом по 168 м объединены друг с другом раскосной хребтовой конструкцией со светопрозрачным заполнением. Внутри каждого опорного контура крыла выполнена седловидная постель из взаимно перпендикулярных направляющих — стальных полос и швеллеров с устройством по ней мембранного покрытия. Каждую из наружных наклонных арок опорного контура поддерживают по 10 промежуточных опор, воспринимающих вертикальные нагрузки покрытия. Затяжки арок расположены ниже уровня пола (рис. 109).

 

Рис. 109. Велотрек в Крылатском мембрана: а - разрез; б - план покрытия: 1 - стальная мембрана; 2 - ферма; 3 - консоли трибун; 4 - фундамент; 5, 6 - стальные прогоны "постели"; 7, 8—стальные арки опорного контура

 
 
 
 
 
 
Copyright © 2012 Строитель
Тел.: Портал по строительству
строительство Панель администратора
Создание сайта Вебцентр