Набережные Челны
Портал по строительству
 
 
Главная / Архитектура зданий / Строительство промышленных комплексов

Строительство промышленных комплексов

Промышленный комплекс (узел) - группа предприятий с общими объектами вспомогательных производств и хозяйств, инженерными сооружениями, коммуникациями и единой системой бытового и других видов обслуживания трудящихся, а при соответствующих условиях - и с кооперированием основных производств.

Строительство промышленных комплексов обеспечивает целесообразное кооперирование инженерных  коммуникаций,  энергетического хозяйства, внешнего транспорта и системы культурно-бытового обслуживания трудящихся. При этом (по сравнению с разрозненным строительством) достигается сокращение территорий на 9-10%, протяженности железнодорожных путей на 18-20%, автомобильных дорог на 9-11%, инженерных сетей на 10-15%, числа отдельных зданий и сооружений на 25%, типоразмеров железобетонных конструкций и других изделий заводского изготовления в три - пять раз.

 

Благодаря созданию общих для группы предприятий объектов подсобного назначения, единых коммуникаций и сокращению объемов строительных работ продолжительность строительства предприятий в промышленных узлах сокращается примерно на 10%, появляется возможность наиболее полно и рационально использовать мощности строительных организаций.

Объединение предприятий в промышленные узлы создает также предпосылки для их комплексного архитектурного решения на основе композиционных замыслов, блокирования и повышения этажности зданий и формирования крупных в градостроительном отношении ансамблей (рис. 14).

Рис. 14. Композиционные центры главной подъездной магистрали: 1 - городской общественный центр; 2 - общественный центр промузла; 3 - предзводские площади заводов

 

В решениях схемы генплана промышленного комплекса (промузла) важное значение приобретают людские потоки, грузовые автомобильные и железнодорожные сети. Они должны быть взаимно скоординированы, избегая по возможности пересечений. Требуется реализовывать четкий архитектурный замысел и градостроительную связь промузла с селитебной зоной города, не допуская хаотичной застройки. Иногда отсутствие планировочной системы в размещении предзаводских площадок предприятий приводит к тому, что подходы на некоторые из них неизбежно пересекаются с железнодорожными путями (рис. 15).

Рис. 15. Схема компоновки промузла: а - проект-аналог; б - экспериментальный проект; 1 - предприятия;  2 - административно-бытовой центр; 3 - резервные территории. Экспериментальный проект выявил возможность сокращения территории, занимаемой объектами первой очереди до 141 га вместо 160, 5 га по проекту-аналогу, и соответственно высвободить резервную территорию в 29 га.

Проектировщики промузлов ведут поиски наиболее оптимальных архитектурно-планировочных решений всего комплекса предприятий, включая их общеузловые и подсобные объекты, блокируя здания и кооперируя производства и хозяйства.

Следует иметь в виду, что отдельные сооружения этой группы (базы, склады и автотранспортные предприятия) имеют аналогичные технологические схемы.

Недопустима такая организация промышленных узлов, когда предприятия, не выделяющие вредности, попадают в зону воздействия предприятий с высоким уровнем вредности.

 

Многолетний опыт разработки санитарно-гигиенических мероприятий по оздоровлению воздушной среды городов показывает, что большое количество выбрасываемых вредностей не рассеивается до предельно допустимых концентраций (в ряде случаев даже на расстоянии 5—10 км от источника выброса). Организация же санитарно-защитных зон экономически мало оправдана, так как для них требуется большая территория. Главное направление охраны воздушной среды от загрязнения заключается в достижении наиболее полной локализации производственных выбросов в самом технологическом процессе и в применении высокоэффективных средств газоочистки, пылезолоулавливания, рекуперации и др.

Архитектурное качество застройки промышленных районов в городах достигается с учетом градостроительных требований, по принципу четкого зонирования территории предприятий и ориентации главных корпусов на основную магистраль города (рис. 16).

Рис. 16. Схема компоновки промузла: а - экспериментальный проект; б - проект-аналог; 1 - объекты первой очереди строительства; 2 - резервные территории; 3 - селитебная зона. В экспериментальном проекте территория объектов первой очереди строительства по сравнению с проектом-аналогом сокращена на 26 га (45%)

 
 
 
 
 
 
Copyright © 2012 Строитель
Тел.: Портал по строительству
строительство Панель администратора
Создание сайта Вебцентр