Набережные Челны
Портал по строительству
 
 

Строительство одноэтажных производственных зданий машиностроения

В среднем машиностроении больше, чем в любой другой отрасли промышленности, широко применяются межотраслевые типы зданий, основан­ные на унифицированных типовых кон­струкциях каркаса и наружных ограж­дений. Это объясняется тем, что среди факторов, влияю­щих на формирование типов произ­водственных зданий машиностроения, нет ярко выраженных, особых техноло­гических и социальных требований. Вместе с тем выявлен ряд важнейших направлений совершенствования типов зданий машиностроения. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенный тип зда­ния механических производств в маши­ностроении — одноэтажное многопро­летное с пролетами 18, 24, 30 и 36 м, ша­гом колонн 12 м и высотой помещений от 8,4 до 18 м. Оборудуются они в боль­шинстве случаев  мостовыми  кранами.

Достижения научно-технического прогресса в строительстве и архитектуре были использованы при создании в короткий срок гиганта автомобилестроения — Волжского автомобильного завода в г. Тольятти. За 4 г. и 2 мес, в марте 1971 г. была введена пер­вая очередь завода, а еще через 8 мес, 7 ноября 1971 г., достигнута проектная мощность. Конструктивная система зда­ния предельно проста. Применена еди­ная сетка колонн 24X12 м. Максималь­ная унификация параметров здания по­зволила типизировать все конструктив­ные элементы и обеспечить высокое ка­чество строительных работ.

Учитывая специфику производствен­ных процессов, формовочно-заливочное отделение чугунолитейного цеха выпол­нено двухэтажным. В прессовом корпусе принята сетка колонн 24X12 и 30X12 м.

В зданиях литейной группы сетка колонн 18X12 м.

Увеличение пролета сверх 24 м в ме­ханических цехах не дает существенных преимуществ в организации технологи­ческого процесса, которые могли бы оп­равдать неизбежное при этом удорожа­ние строительства зданий. Более оправ­данным оказывается увеличение шага колонн вместо 12 до 18 м и в некоторых случаях до 24 м. Экспериментальное проектирование показало, что в ряде случаев увеличение шага колонн позволяет не только повысить гибкость и универсальность зданий, но и улучшить размещение оборудования и в целом получить экономию производственной площади в пределах 6-8%, а в отдель­ных случаях и значительно больше, при­чем экономия площади особенно ощути­ма при крупногабаритном оборудовании (рис. 160).

Какой же ценой дается укрупнение шага колонн? Как показали подсчеты, удорожание единицы площади за счет более тяжелой подстропильной фермы составляет 1,5—1,7%. Поскольку одно­временно сокращается потребная пло­щадь, здание для заданного объема про­дукции в целом становится дешевле.

Укрупненный шаг колонн широко применяется в механосборочных, сбо­рочных и сварочных цехах машиностро­ительных заводов США, Италии, Япо­нии, Бельгии и др. В Германии, например, главный корпус завода грузовых автомо­билей Деймлер-Бенц в Берде имеет шаг колонн 25 м.

Известно, что задача ускорения ввода мощностей предприятий решается глав­ным образом путем сосредоточения ма­териальных и людских ресурсов на ре­шающих пусковых стройках. Нечасто ис­пользуются в этом направлении эффек­тивный проектный метод поочередного строительства зданий, специально для этого предусмотренная объемно-плани­ровочная структура. Рассмотрим, что мо­жет дать такой метод на примере под­шипникового завода. Главные корпуса современных подшипниковых заводов состоят из двух-трех пролетов, оборудо­ванных 10-15-тонными мостовыми кра­нами, и нескольких бескрановых проле­тов, расположенных перпендикулярно крановым пролетам.

Опыт строительства таких крупных корпусов площадью 150-200 тыс. м2 показал, что сроки строительства и ввода мощностей растягиваются на 5-7 лет. При этом на сооруженной за первые 2-3 года площади размещается обору­дование по временной планировке с тем, чтобы начать выпуск продукции. После завершения строительства всего корпуса введенное по временной планировке обо­рудование переставляется в соответствии с основным проектом. Этот процесс сло­жен, омертвляются затраченные средст­ва.

 

В результате совместной разработки архитекторов главный корпус разделен вставка­ми на три секции с площадью каждой от 30 до 40 тыс. м2, соответствующие трем очередям строительства, причем каждая секция обеспечена необходимым числом вентустановок и бытовых поме­щений. Вставки размещены параллельно направлению технологических потоков и не затрудняют организацию производст­венных связей между отдельными участ­ками обработки деталей.

Ввод в строй первой секции позво­ляет начать стабильный выпуск подшип­ников и обеспечивает возможность даль­нейшего развития корпуса. Это пример прогрессивной компоновки, позволяю­щей решать задачи ускоренного ввода мощностей за счет совершенствования объемно-планировочной структуры зда­ния.

Рис. 160. Объемно-планировоч­ные решения зданий машино­строения. Рессорный завод: а - проект-аналог: б- новое решение: 1 - склад металла: 2 - термический цех: 3 - цех окраски: 4 - склад готовой продукции

 
 
 
 
 
 
Copyright © 2012 Строитель
Тел.: Портал по строительству
строительство Панель администратора
Создание сайта Вебцентр